Социальный капитал

Новинки последних лет, которые сильно изменили окружающую действительность, на мой взгляд имеют ряд очень похожих черт. Для примера возьмём такие сервисы как Яндекс.Такси (и другие аналоги), BlaBlaCar, Профи и AirBnB.
Сами услуги, предлагаемые этими компаниями, совершенно не новы: услуги такси, подвоз попутчиков, поиск спецов на сдельную работу и краткосрочная аренда жилья у владельцев-частников. Кроме того, компании, которые строят на этом бизнес, не занимаются предоставлением услуг перевозки или жилья в аренду. Всё, чем они занимаются, это сбор и предоставление сведений о репутации исполнителей.
Поймать “такси” можно было и в девяностые. Обычно “шашечек” там не было, достаточно было просто подойти к краю проезжей части и поднять руку. Дальше необходимы были некоторые навыки и опыт. Надо было “на глаз” оценить трезвость и искренность намерений водителя. Надо было знать вилку адекватных цен на предполагаемую поездку. Обменявшись всего несколькими фразами, необходимо было не только прийти к согласию по цене, но также, желательно, обсудить музыкальные пристрастия и отношение к курению в салоне. Даже виртуозное владение этими навыками не гарантировало безопасность поездки и хорошее настроение по прибытии.
Теперь всё выглядит куда привлекательнее. Можно заранее узнать цену, рассчитать маршрут и время поездки, и самое главное — составить представление о репутации водителя. Такая же история с арендой и поиском специалистов. Новые сервисы сделали услуги доступными для тех людей, кто раньше побоялся бы заселяться в квартиру незнакомого человека, или пускать в дом неизвестного мастера-сантехника.
А всё дело — в репутации. Сервисы лишь восстанавливают, частично, механизм, который работал в человеческих сообществах ещё на заре цивилизации. На этапе племён люди располагали исчерпывающими сведениями о репутации друг друга. Все имели равные шансы заработать себе социальный капитал. Помог в трудную минуту, или хотя бы выслушал — заработал некоторое количество “очков”. Проявил вероломство, обманул кого-то — потерял очки. Уже куда меньше желающих с тобой иметь дело. О поведении людей в межличностных отношениях сведения тоже появлялись и накапливались — в виде сплетен. В результате, мир становится весьма предсказуемым и удобным. Видишь человека — в голове всплывает его “досье”, где есть сильные и слабые стороны, взлёты и падения.
Из этого закономерно вытекает и настороженное отношение к чужакам. Покинуть своё племя — это самый лёгкий способ избавиться от негативно социального капитала. Собственно говоря, о чужаке сложно однозначно сказать, добровольно ли он покинул прошлое место жительства, или был изгнан за неприемлемое поведение.
На нынешнем этапе развития цивилизации мы, в значительной мере, потеряли доступ к социальному капиталу. Человек при знакомстве может рассказать о себе множество лестных вещей, и проверить их будет очень сложно. Приходится либо верить на слово, и быть введённым в заблуждение, или не верить ничему, пока не будет накоплен достаточный личный опыт в отношении нового человека.
Может быть, этим и обусловлен тот факт, что многие люди выбирают строить межличностные отношения с теми, кого давно знают: бывшими одноклассниками, коллегами по работе.
Мне нравится накапливать и использовать социальный капитал в межполовой сфере. Пусть для этого и нет особо удобных инструментов. Например, в течение последнего десятка лет, мои нынешние партнёры лично знали предыдущих и достаточно хорошо представляли историю развития отношений. Уровень принятия, который я увидел в Тане, позволил дать ей для ознакомления дневники прошлых лет, где довольно детально прописаны не только события отношений того времени, но и моя рефлексия на их счёт.
Сейчас вокруг нас начинает формироваться компания людей, разделяющих в качестве ценностей секс-позитивизм и способность строить параллельные отношения, не в ущерб их качеству. В этот временной период, многие из них называют себя “полиаморами”. Мне приятно думать, что год от года мы будем накапливать данные о социальном капитале в этой среде, и со временем сможем стать эдаким Ureb`ом в немоногамии, делая эту сферу более доступной для тех, кто ранее страшился, сомневался и старался уберечь себя от негативного опыта (как мы знаем, совершенно не безосновательно).