Коммуна и дети

Среди подходов к родительству я вижу две крайности, и множество промежуточных вариантов между ними. Первая крайность — родили, сдали няням/бабушкам до возраста поступления в дошкольное учреждение. Дальше сдали в это самое учреждение, потом в школу, потом уже взрослый человек — сам разберёшься. В промежутках между временем, проводимым в детских учреждениях, ребёнка кормят, моют/одевают, лечат в случае болезни. Итого: дети есть, долг перед обществом и эволюцией закрыт, но и не в ущерб собственной жизни и интересам. Кстати, последнее время эту линию успешно транслирует всеми любимая Петрановская. Публика рукоплещет — всем такой подход нравится.
Вторая крайность — полностью сосредоточиться на интересах ребёнка. Никаких нянь, никаких детских учреждений, только надёжная привязанность к заботливому родителю. Полный контакт 24/7, включая время развивающих занятий и игр. Игрушки только осмысленные, из натурального дерева, покрытые легкоусвояемым пищевым красителем. Школа — это недопустимо, ведь там из людей делают винтиков системы. Только домашнее обучение, которое завершается не аттестатом об образовании, а запуском первого удачного стартапа (или первой выставкой).
Я, вместе с другими родителями, лавирую между этими крайностями, стараясь не впадать ни в одну, ни в другую. Стараясь соблюдать баланс между собственными интересами, и интересами ребёнка. Анализируя свой опыт, и опыт многих друзей, у которых есть дети, я пришел к выводу: детям нужна стая. К этому выводу приходит и Гордон Ньюфелд, цитирую в книге “Не упускайте своих детей” поговорку “Чтобы вырастить одного ребенка, нужна целая деревня”.
Даже если один из родителей готов дарить ребёнку своё внимание и время весь день — это не помогает. Дети устают от своих взрослых, эти взрослые детям, объективно говоря, надоедают. Детей гораздо больше устраивает компания других детей, близких по возрасту. Поэтому детский сад — это не просто компромисс в интересах родителя, но и ответ на возрастные потребности ребёнка в общении. Только группа детей должна быть всё же поменьше, и взрослый, который с ними работает, хорошо бы чтобы их любил и хотел с ними заниматься.
Я и сам с удовольствием посвящал бы больше времени игре и занятиям с детьми, если бы знал, что в этот момент со всех остальных флангов я прикрыт. Что кто-то другой в это время зарабатывает деньги, кто-то другой берёт на себя бытовые вопросы. Что кто-то вовремя почешет меня за ушком и выразит восхищение моими педагогическими талантами, и мне не потребуется тратить массу времени и сил на какой-нибудь новый роман, чтобы напитать ЧСВ.
Дети, при таком раскладе, тоже получают бонусы: они общаются не с воспитательницей (женщиной средних лет с потухшим взглядом), а с разными интересными взрослыми. У которых разные качества и особенности характера, разные особенности личности. С которых можно снять разные модели поведения, одни из которых больше подходят этому конкретному ребёнку, а другие — меньше. И если этот взрослый сейчас с ними общается — то скорее всего от избытка, потому что хочет и сам выбрал делать это здесь и сейчас.
Кроме того, так решается важная проблема эмоционального выгорания матерей. Сейчас молодые женщины во многом уравнены в правах с мужчинами, и до замужества обычно ведут довольно интересную и насыщенную социальную жизнь. А после рождения ребёнка внезапно оказываются большую часть дня замкнутыми в четырёх стенах. Наедине с орущим и вечно что-то требующим младенцем. Круг общения сжимается, и в основном ограничивается такими же мамами, а обсуждения вертятся вокруг ухода за новорожденным, а затем — воспитания. Да, мамы хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым и счастливым, полноценно развивался. Но ещё мамы хотят на рок концерт. Или покататься на сноуборде. Или в театр сходить. А некоторые мамы хотят даже, чтобы на них смотрели взглядом, полным вожделения и страсти, а не как на мать общих детей. Мамы, напишете в комменты, чего вы хотите?
Коллективно решать свои репродуктивные задачи — это не только разумно и удобно, это ещё и естественно. Мы их так решали тысячи лет, до появления сельского хозяйства. Почему бы снова не начать?